RSS - рассылка Развитие честной конкуренции на рынке медовой продукции - в приоритете государственной политики

В рамках II Межрегиональной научно-практической конференции «От биопродуктов к биоэкономике», организованной при поддержке Правительства Алтайского края и Алтайского центра кластерного развития, 13 апреля в Алтайском государственном университете состоялась научная дискуссия «Мёд или не мёд: методы определения качества и места происхождения мёда».

В мероприятии приняли участие представители Правительства Алтайского края, регионального центра инжиниринга в сфере биотехнологий, Алтайского государственного университета, Алтайского государственного аграрного университета, Сибирского НИИ метрологии, пчеловоды, ведущие переработчики меда и пчелопродукции региона: «Мёд Алтая», «Алтайский лекарь», «Медовый Алтай», РОО «Союз пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края», «Алтайский пчелоцентр» и другие.

Главной темой научной дискуссии стало обсуждение возможности аттестации разработанной учеными Алтайского госуниверситета методики по выявлению уникальности алтайского мёда, на основе которой было зарегистрировано наименование места происхождения товара «Алтайский мёд». В настоящее время, по официальным данным, в Алтайском крае ежегодно производится порядка 4 тысяч тонн меда. Но существует проблема подделки популярного товара, что негативно сказывается не только на бизнесе отдельных предприятий, занимающихся производством и продажей меда, но и в целом на экономике региона.

Заместитель начальника управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Александр Кондыков отметил, что алтайский мёд является брендовым продуктом и пользуется большим спросом. К сожалению, в последнее время на рынке возникло значительное количество фальсификатов. Производители из других регионов под видом алтайского мёда продают поддельный продукт. Поэтому возникает необходимость в определенных инструментах, позволяющих защищать продукцию алтайских производителей.

Методику выявления уникальности алтайского мёда разработали ученые лаборатории биоинженерии Алтайского госуниверситета в сотрудничестве с Сибирским НИИ метрологии. В ее основе – спектральный анализ в инфракрасном диапазоне, широко применяемый в криминалистике. С помощью данной методики определяется спектр мёда, который зависит от его химического состава и обусловлен уникальностью природно-климатических, экологических и иных характеристик места сбора.

Заведующий лабораторией биоинженерии АлтГУ, заместитель директора по науке Южно-Сибирского ботанического сада, к.б.н. Максим Куцев пояснил, что методика дает возможность при создании базы данных спектров сравнивать различные районы, где был произведен мёд. В настоящее время уже сформирована библиотека мёдов, которая позволила зарегистрировать наименование места происхождения товара «Алтайский мёд». В базе около 600 спектров 69 образцов меда, из них 36 произведены в Алтайском крае, остальные из других регионов страны и даже из Китая. Когда возникает необходимость анализа нового образца, его сравнивают с существующей базой данных.

Представленная в ходе дискуссии методика ученых Алтайского госуниверситета вызвала жаркие обсуждения. В целом выступающие отметили, что вопросы правовой защиты торговых марок и брендов алтайских производителей являются очень актуальными.

Начальник отдела инжиниринга КГБУ «Алтайский центр кластерного развития», к.б.н Ольга Мироненко обратила внимание присутствующих на меры государственной поддержки предпринимателей, реализуемые в крае, в том числе софинансирование расходов на патентные услуги. Так, например, в 2017 году была оказана поддержка ООО «Славянская торговая компания», специализирующейся на производстве меда. За счет государственных средств был проведен антикризисный консалтинг, проанализирован потенциал предприятий, выявлены текущие потребности и проблемы, разработаны рекомендации по их решению.

Участники мероприятия пришли к решению о том, что методику по выявлению уникальности алтайского мёда в доработанном виде возможно аттестовать и внедрить в практику.