RSS - рассылка "Алтайская правда" (13.10.2019) - Вице-губернатор рассказал, зачем нужна стратегия развития Алтайского края до 2035 года

14.10.2019

"Алтайская правда" (13.10.2019) - Вице-губернатор рассказал, зачем нужна стратегия развития Алтайского края до 2035 года

В сентябре на сайте регионального Министерства экономического развития появился проект Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года. Мы попросили зампреда правительства края Павла Дитятева объяснить, чем вызвана необходимость написания этого документа.

– В соответствии с федеральным законодательством стратегия социально-экономического развития региона должна разрабатываться каждые шесть лет c горизонтом на двенадцать и более лет. Действующая стратегия на период до 2025 года корректировалась в декабре 2012 года. Поэтому, с одной стороны, актуализация требуется в силу закона. С другой стороны, работая над проектом документа, мы учитываем новые реалии, например изменения макроэкономического фона, целевых ориентиров и приоритетов развития страны, таких как национальные проекты, программы импортозамещения, процессы цифровизации, а также необходимость ускоренного роста уровня и качества жизни в регионе.

– Когда началась работа и кто в ней участвовал? Привлекались ли эксперты из отраслевых сообществ?

– После принятия Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» необходимо было заново оценить потенциал экономического роста с учетом достижения национальных целей развития. Подготовленная базовая версия проекта документа была рассмотрена на заседаниях общественных советов при органах исполнительной власти региона, в состав которых входят представители отраслевых союзов и ассоциаций, общественности и бизнес-среды. Также проект был направлен на научную экспертизу в вузы. Все предложения и замечания проработаны и внесены соответствующие корректировки.

– Павел Владимирович, какие свежие идеи, по вашему мнению, заложены в этой стратегии?

– В ходе многочисленных дискуссий определена миссия Алтайского края как одного из ведущих агропромышленных экспортно ориентированных регионов Сибири и Дальнего Востока, территории творческой и комфортной жизненной среды, создающей инновации. Исходя из понимания миссии в проекте документа появилась экспортная стратегия. Наряду с инвестиционным и потребительским спросом наращивание экспортного потенциала, повышение конкурентоспособности алтайских производителей и активное продвижение регионального бренда на внешние рынки видятся в числе ключевых факторов роста региональной экономики.

– Насколько можно доверять обозначенным в стратегии целевым показателям? Создается впечатление (особенно это касается 2035 года), что они достаточно условны.

– Целевые ориентиры проекта базируются на параметрах долгосрочного прогноза социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года. Он разработан и утвержден в апреле текущего года на основе долгосрочного прогноза Российской Федерации. Целевые показатели как прогноза, так и стратегии ориентированы на достижение национальных целей развития, обозначенных в федеральных проектах, и перенесены на региональный уровень. Вместе с тем я понимаю, что период до 2035 года – это длительный срок, в течение которого может меняться внешний фон, возникать другие объективные обстоятельства, влияющие на динамику показателей. Стратегия может корректироваться. Но задавать ориентиры, ключевые направления для развития все равно необходимо.

– По-моему, не всегда в проекте стратегии есть соответствие между ключевыми проблемами отраслей и задачами государственной политики, направленными на их решение. Например, «ограниченность инвестиционных, финансовых ресурсов» промышленности поставлена разработчиками на последнее место, хотя она, как мне кажется, одна из главных проблем. В задачах о решении этой проблемы не говорится ни слова. Среди проблем не упоминается и о высоком уровне тарифов. Она также требует вмешательства региональных властей.

– В отраслевых разделах стратегии раскрываются вопросы, характерные исключительно для конкретной сферы деятельности. Однако некоторые проблемы носят межотраслевой характер и обозначены в общих разделах.

Так, направления развития государственной поддержки инвестиционной деятельности касаются не только промышленной отрасли, поэтому отражены в разделе «Инвестиционная стратегия».

Часть мероприятий, которые могут повлиять на снижение уровня энерготарифов, выходит за сферу компетенции регионального уровня, поэтому в стратегии они не фиксируются. Но такие меры прорабатываются правительством региона, в том числе в рамках подготовки индивидуальной программы социально- экономического развития Алтайского края, куратором которой выступает Минтруд России.

Хотел бы также отметить, что Стратегия социально-экономического развития Алтайского края является базой региональной системы стратегического планирования. Она определяет долгосрочные цели, приоритетные направления и задачи, к которым будет стремиться край в своем поэтапном развитии. Детальные механизмы их достижения, а также адресные меры поддержки будут определены в плане мероприятий по реализации стратегии, государственных программах и дорожных картах.

– Каков порядок обсуждения стратегии? Сколько она продлится и когда планируется ее принять?

– Весной текущего года началось общественное обсуждение проекта стратегии на официальных сайтах правительства региона, Минэкономразвития Алтайского края, на заседаниях общественных советов при органах исполнительной власти. Состоялась стратегическая сессия по обсуждению перспектив развития промышленности. До середины октября в рамках Столыпинской конференции состоятся стратегические сессии по рассмотрению приоритетов развития агропромышленного комплекса и туристического сектора. Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения, подлежат обязательному рассмотрению и учитываются при доработке документа. В ноябре, после завершения общественного обсуждения, проект документа планируется направить на согласование в Минэкономразвития России и на рассмотрение к краевым депутатам.

* * *

Ключевые ориентиры стратегии

Сельское хозяйство

Если взглянуть на презентацию проекта стратегии, то можно сделать вывод, что в ней наиболее проработан раздел, посвященный будущему агропромышленного комплекса. АПК Алтайского края к 2035 году разработчики представляют как многоукладное высокотехнологичное производство с широким спектром выпускаемых качественных, экологически чистых продуктов питания.

Очень красивые и правильные слова. Не очень понятно, как они будут воплощаться в жизнь, но в этом разделе есть конкретные ориентиры, на которые аграрии и переработчики должны выйти через 15 лет.

Так, для развития свеклосахарного производства предполагается реанимировать Бийский сахарный завод с объемом производства 100 тыс. тонн, а также довести мощности Черемновского завода до 130 тыс. тонн.

Развитие молочного производства предусматривает рост объемов сыра с 63,4 до 102 тыс. тонн, сливочного масла с 18,4 тыс. до 40 тыс. тонн, сухой молочной сыворотки с 23 до 60 тыс. тонн, строительство трех мегаферм на 12 тыс. голов дойного стада.

В молочном животноводстве фермерские хозяйства будут объединяться в кооперативы, а доля ЛПХ в производстве молока снизится с нынешних 50 до 35%. В мясном животноводстве ожидаются те же тенденции и почти двукратный рост производства мяса и продуктов его переработки. В подкрепление этих планов обозначены некоторые инвестиционные проекты, например комплекс по откорму КРС до 20 тыс. маточного поголовья с собственным комплексом по убою, хранению и глубокой переработке мяса на 6 тыс. т в год. Строительство комплекса по производству 40 тыс. т мяса индейки в год.

Отрадно видеть, что в стратегии не забыто так называемое органическое сельское хозяйство для вывода на рынок премиальных продуктов питания, детского и оздоровительного питания, не содержащих остатков пестицидов и минеральных удобрений. Органическая продукция должна стать локомотивом развития туризма.

Промышленность

Индустрия края к 2035 году должна стать диверсифицированной (разносторонней), высокотехнологичной отраслью с высокоинтеллектуальной базой компетенций. Цель правильная, хотя есть много вопросов. И среднегодовой темп ее роста (103,7%) сегодня вызывает сомнения. Но завтра может всё измениться в лучшую сторону. Особенно если власти, как обещают, будут поддерживать внедрение передовых технологий, стимулировать научные разработки на предприятиях, создавать благоприятные условия для развития несыревого экспорта.

Источник: https://www.ap22.ru/paper/Vitse-gubernator-rasskazal-zachem-nuzhna-strategiya-razvitiya-Altayskogo-kraya-do-2035-goda.html