RSS - рассылка Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Николай Чиняков: "Создание благоприятной инвестиционной среды: первоочередные задачи и инструменты их решения" № 34 (587)

23.11.2015

Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Николай Чиняков: "Создание благоприятной инвестиционной среды: первоочередные задачи и инструменты их решения" № 34 (587)

Ровно год как действует государственная программа Алтайского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015 - 2020 годы, составным элементом которой является подпрограмма «Формирование благоприятной инвестиционной среды».

К моменту ее утверждения Алтайский край уже значительно поднялся в рейтинге инвестиционной привлекательности. Согласно оценке российского национального агентства «Эксперт Ра», по инвестиционному потенциалу край уверенно на протяжении 10 лет удерживает позиции в первой тридцатке регионов страны, а качественные изменения элементов инвестиционного риска (37 место) отразились на усилении позиций края в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

Международное рейтинговое агентство Fitch на протяжении двух последних лет подтверждает долгосрочный кредитный рейтинг Алтайского края – на уровне «ВВ+», а по национальной шкале – на уровне «АА (rus)». Прогноз на предстоящий период по рейтингам характеризуется как «Стабильный».

По итогам 2014 года в экономику Алтайского края поступило 102,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, ИФО инвестиций в основной капитал составил 103,7 % к уровню 2013 года, удельный вес в ВРП – 23,6%. Алтайский край ежегодно демонстрирует опережающие по сравнению со среднероссийскими темпы роста инвестиций. В среднем, за последние три года рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 106,7% (при среднем показателе по СФО – 98,3%, по России – 101,2 %).

В текущем году наш край стал обладателем Национальной премии «Золотой Меркурий» в номинации «Лучший регион с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства». А по итогам полномасштабного внедрения Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, результаты которого обнародованы на VIII Петербургском международном экономическом форуме, Алтайский край занял 38 позицию из 76 регионов, которым были присвоены оценки, и 3 место среди регионов Сибирского федерального округа.

Вместе с тем, механизм решения сложной и масштабной задачи по обеспечению устойчивого и сбалансированного экономического роста Алтайского края и повышения его конкурентоспособности опирается на осуществление непрерывной системной работы по созданию благоприятной среды для инвестиционной деятельности через развитие экономических и организационных условий привлечения инвестиций, формирование и реализацию стимулов привлечения инвестиций.

По сравнению с прошлым годом в Алтайском крае зафиксирована положительная динамика в оценках ряда показателей. Так, региону присвоена наивысшая группа в оценке работы экспертного совета по улучшению инвестиционного климата в Алтайском крае. Также Рейтинг показал высокую удовлетворенность предпринимателей мерами государственной поддержки, действующими в регионе, работой Алтайского центра инвестиций и развития, качеством объектов инвестиционной инфраструктуры, информационной поддержки бизнеса, предоставляемых телекоммуникационных услуг.

В минувшем году край стал одним из первых 15 регионов страны, успешно завершивших все установленные Агентством стратегических инициатив процедуры по внедрению регионального инвестиционного стандарта: сформирован и обновляется план создания необходимой для инвесторов транспортной и инженерной инфраструктуры, создан экспертный совет по улучшению инвестиционного климата, запущен в эксплуатацию многоязычный специализированный интернет-портал об инвестиционной деятельности в Алтайском крае (с интегрированной инвестиционной картой региона), утвержден регламент взаимодействия с инвесторами и сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна», принята Инвестиционная декларация Алтайского края, устанавливающая основные принципы взаимодействия региональных органов власти с инвесторами, создан институт оценки регулирующего воздействия с целью поиска баланса интересов предпринимателей и органов власти. По результатам «контрольной закупки», проведенной АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» летом текущего года, показатель выполнения требований Регионального Стандарта в Алтайском крае составил 95%.

Глубину улучшения инвестиционного климата региона обеспечивают органы местного самоуправления, осуществляющие внедрение стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях, ориентированного на формирование эффективной системы поддержки и сопровождения инвесторов на муниципальном уровне, а также регламентацию действий органов местного самоуправления в вопросах привлечения инвестиций. Уже сегодня можно говорить о наличии лучших муниципальных практик в крае: гг. Рубцовска, Бийска, Барнаула, Кулундинского, Тальменского и Топчихинского районов.

Продолжается работа по регламентации деятельности, направленной на сокращение количества административных процедур, совокупного времени их прохождения, снижения расходов при реализации инвестиционных проектов. Количество разрешительных и согласительных процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, к 2018 году будет сокращено, а срок их прохождения составит не более 56 дней. Сроки технологического присоединения к сетям энергоснабжения будут составлять не более 40 дней. Также реализуется комплекс мероприятий, предусматривающий формирование системы документов территориального планирования, градостроительного зонирования, обеспечение доступности сведений о наличии земельных участков, сокращение количества процедур и сроков их проведения.

Одним из приоритетных направлений работы является снятие инфраструктурных ограничений. Имея самую протяженную и разветвленную в стране сеть автомобильных дорог общего пользования, в тесном партнерстве с бизнесом продолжается ее развитие с учетом инвестиционной стратегии края.

Успешным примером использования механизма государственно-частного сотрудничества стало сотрудничество ООО «УГМК-Холдинг», ОАО «Сибирь-Полиметаллы» и Администрации края по реконструкции на паритетных началах автомобильной дороги «Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Ключи – Кулунда – Славгород – Карасук». Дорожные работы были проведены на 80 км автодороги.

В 2014 году началась реконструкция мостового перехода через реку Чумыш, который является наиболее «узким звеном» на транспортной артерии региона. Завершение работ планируется в 2017 году. В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011 – 2018 годы) в октябре 2015 года завершено строительство автодороги «Белокуриха – курортный субкластер Белокуриха-2» (7,7 км). Дорога уникальна сама по себе как туристическая достопримечательность, не имеет аналогов в Алтайском крае и по сложности превосходит знаменитый перевал Чике-Таман в Республике Алтай.

Какие бы противоречивые мнения не высказывались в отношении целесообразности государственной финансовой поддержки производственного сектора при осуществлении инвестиционной деятельности финансовые инструменты, по-прежнему, являются и будут являться дополнительным стимулом как для региональных, так и для инорегиональных инвесторов. При этом практика взаимодействия с ними свидетельствует, что нынешний инвестор весьма разборчив в предлагаемых ему инструментах.

Начало действующей региональной системе преференций для инвесторов в различных секторах экономики края положено в 2000 году. Спустя полтора десятка лет система поддержки наряду с субсидированием части банковской процентной ставки, включает возмещение затрат по уплате налога на имущество, субсидирование части лизинговых платежей, возмещение части затрат на приобретение высокотехнологичного оборудования, предоставление за счет средств краевого бюджета субсидий для возмещения части затрат по выполнению работ, связанных с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление инфраструктурно обустроенных площадок в действующем индустриальном парке «Новоалтайск «Южный», функционирование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета» и продолжает совершенствоваться.

В 2014 году объем предоставленной поддержки за счет средств краевого бюджета (без учета объема средств, выделенных в рамках государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства и сельского хозяйства) составил около 90,0 млн. рублей, в т. ч. в виде субсидирования части банковской процентной ставки – 41,2 млн. рублей, позволившего снизить для предприятий конечную ставку по кредиту более чем на 5 процентных пунктов, и в виде возмещения затрат по уплате налога на имущество – 46,4 млн. рублей. Прошедший год не стал «блистательным» по объему оказанной реальному сектору экономики финансовой поддержки относительно прежних лет, и заметное снижение финансового бюджетного содействия реализации коммерческих инвестиционных проектов в 2014 году имеет свое продолжение в текущем году. Состояние банковского кредитования реального сектора, нехватка собственных средств у предприятий, обусловили замедление инвестиционной активности и ограниченность применения инструментов региональной системы преференций, законодательно закрепленной законом Алтайского края «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае». Предпочтения, высказываемые инвесторами, действие ряда государственных программ Алтайского края, содержащих мероприятия по поддержке инвестиционной деятельности, обусловливают необходимость:

применения гибкой системы стимулирования инвесторов, учитывающей и особенности отраслевой принадлежности инвестпроекта, и совокупный объем государственных преференций по проекту, и результаты сравнительного анализа вариантов финансовой модели проекта с учетом применяемых инструментов поддержки, и, присутствие эффекта развертывания инвестиционной цепочки (предпосылок для последующих инвестиций);

наполнение новым содержанием действующего Алтайского краевого лизингового фонда с учетом полномочий органов государственной власти края в сфере промышленной политики, а также необходимости решения стратегических задач по развитию базовых секторов экономики края,

внедрения региональных инструментов, выравнивающих конкурентоспособность регионов, в числе которых:

предоставление отсрочек и рассрочек по уплате региональных налогов и сборов по дополнительным основаниям, в рамках действующего Налогового кодекса РФ,

снижение налоговой ставки по налогу на прибыль для вновь создаваемых организаций в промышленном секторе в пределах общего объема понесенных инвестором затрат,

предоставление земельных участков без проведения торгов,

создание индустриального парка (наряду с развитием ИП «Новоалтайск Южный»), обеспеченного необходимой инвестору инфраструктурой.

Сужение в текущем году возможностей краевого бюджета по поддержке внебюджетных инвестиций определяет очевидность концентрации финансовых ресурсов на особо значимых, модернизационных, инновационных и стартующих проектах, являющихся драйверами экономики. Этому способствуют усилия Администрации края по синхронизации региональных и федеральных преференций. В октябре текущего года Администрацией края подписано соглашение о сотрудничестве с Фондом развития промышленности. Общая стоимость заявленных алтайскими предприятиями инвестиционных проектов в Фонд составляет 7,9 млрд. рублей для привлечения целевых займов в размере 2,1 млрд. рублей.

Импульсом дальнейшей активизации инвестиционной деятельности, развития промышленного производства, создания новой и реконструкции действующей инженерной, транспортной инфраструктуры станет организация на территории Алтайского края промышленно-производственной особой экономической зоны в рамках Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Вместе с тем, отдельные позиции прирастающего перечня федеральных финансовых инструментов в настоящее время ограничены для применения, как например, создание территорий опережающего развития в моногородах. Моногорода Алтайского края отнесены к территориям, находящимся в зоне риска ухудшения социально-экономического положения, что не позволяет в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» претендовать на создание особого правового режима осуществления деятельности. Создание территории опережающего развития в границах моногорода г. Заринска Этоозначает, что мы не оказываем упреждающего воздействия, то есть они из категорий тех, кто находится в зоне риска, перешли в категорию кризисных. оказало бы упреждающее воздействие на возникновение кризисных тенденций, позволило бы создать условия для решения ключевых проблем и преодоления критических рисков, повышения качества жизни жителей города; обеспечить устойчивое развитие города в средне- и долгосрочной перспективе за счет диверсификации экономики города на основе эффективного вовлечения в экономические процессы всего имеющегося потенциала с возможностью решения ряда задач, в числе которых:

привлечение средств инвесторов в создание новых конкурентоспособных производств с высокой долей добавленной стоимости, включая импортозамещающие,

развитие переработки сельскохозяйственной продукции на основе задействования сырьевой базы в соседних с городом районах,

повышение уровня занятости и миграционной притягательности,

укрепление бюджетного потенциала города,

эффективное использование действующей производственной инфраструктуры и дальнейшее ее развитие.

Сложившаяся макроэкономическая ситуация вносит определенные коррективы в выстроенные Администрацией края стратегические планы, но системная последовательная работа по заданным векторам позволит создать необходимые условия, формирующие экономический рост Алтайского края.