RSS - рассылка "Свободный курс" № 17 (29.04.2015) "У нашей работы нет мгновенного эффекта"

06.05.2015

"Свободный курс" № 17 (29.04.2015) "У нашей работы нет мгновенного эффекта"

"Свободный курс" № 17 (29.04.2015) "У нашей работы нет мгновенного эффекта"

Владимир Тананушко рассказал о привлечении инвестиций в регион.

Владимир Тананушко хорошо известен в сфере оценочной деятельности. С 2013 года он отошел от оценочного бизнеса и возглавляет Алтайский центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций. При этом он говорит, что опыт профессионального оценщика сегодня помогает в текущей аналитической работе. В интервью корреспонденту Владимир Тананушко рассказал о целях возглавляемого им центра и о том, чем эта структура может быть полезна предпринимателям.

— Владимир Сергеевич, далеко не все предприниматели знают о существовании возглавляемого вами центра. Для чего он был создан, какие цели перед ним ставились? И почему это отдельная организация, а не, например, один из отделов Главэкономики?

— Алтайский центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций был со­здан в 2012 году. Его основные задачи — проведение исследований, направленных на привлечение инвестиций в экономику Алтайского края, содействие органам государственной власти в реализации инвестиционной политики на территории Алтайского края. В 2013 году Агентство стратегических инициатив стало внедрять региональный стандарт инвестиционной деятельности. В нем был обязательный пункт, предусматривающий со­здание региональной организации по привлечению инвестиций. Это был один из 15 обязательных пунктов АСИ. И Алтайский край, как вы знаете, одним из первых эти требования выполнил.

В связи с этим добавились новые задачи. Понимаете, в России не готовят специалистов по работе с инвестициями и инвесторами. Нет соответствующих образовательных программ. А в сложившихся условиях, когда экономика меняется очень быстро, такие специалисты нужны. Понимая основные течения, мы выстроили работу на примере ведущих инвестиционных агентств России, получили большой опыт при взаимодействии со Всемирной ассоциацией инвестиционных агентств Waipa. То есть мы сегодня делаем то, чем занимается инвестиционное агентство. Наша организация, по сути, это информационный мост для инвестора, для которого важно знать условия ведения бизнеса в Алтайском крае.

Сейчас в нашем центре три отдела. Это отдел экономической экспертизы, который занимается сопровождением проектов по принципу "одного окна", разработкой бизнес-планов. Второй отдел занимается проработкой инвестиционных площадок, взаимодействием с инвесторами, муниципальными образованиями. Третье подразделение — информационно-аналитический отдел. Он занимается подготовкой новостей, ведением инвестиционного портала и организацией мероприятий на региональном и федеральном уровнях.

Для решения задач по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвестиций со­здана система, в которой свое место занимают институты развития, в том числе и наш центр. Существует государственная поддержка по различным секторам экономики, которые курируют, в частности, управление пищевой и перерабатывающей промышленности, управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры и другие отраслевые управления. Местный предприниматель, как правило, уже знает, куда обратиться. Активно взаимодействуя с алтайскими предпринимателями, мы работаем и с новыми направлениями и проектами. В наши задачи также входит поиск инвесторов и взаимодействие с различными фондами. Мы, например, взаимодействуем с Российским фондом прямых инвестиций и Внеш­экономбанком, Агентством стратегических инициатив, объединениями предпринимателей РСПП, "Деловая Россия", ТПП РФ, "ОПОРа России".

И те предприниматели, которые еще не знают о нашем центре, возможно, могут самостоятельно решать вопросы, связанные с их бизнесом. Все приходит с опытом. Одна из наших целей — это не мешать предпринимателю развивать свой бизнес и сокращать время на приобретение каких-либо практик.

Владимир Тананушко, руководитель Алтайского центра государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций.

— Предприниматели часто говорят: мне поддержка не нужна, только не мешайте.

— Все зависит от проекта. Кому-то не нужна поддержка, а кому-то она необходима. С 2013 года действует постановление администрации Алтайского края, которое регламентирует взаимодействие с предпринимателями в режиме "одного окна". То есть, заполняя резюме в соответствии с установленной формой, предприниматель, обратившийся в наш центр, получает различные виды поддержки, указанные в регламенте. Это, например, подбор инвестиционной площадки, поиск финансирования, взаимодействие с органами исполнительной власти, консультирование по видам государственной поддержки и т. д.

— Возникает вопрос: это платные услуги?

— Все это делается бесплатно. Платные услуги мы оказываем при разработке бизнес-планов и маркетинговых исследований для предприятий.

Не только мобильник

— У меня вопрос о привлечении внешних инвесторов. Один из губернаторов регионов предоставил им номер своего мобильного телефона и предложил звонить в любое время. А какие инструменты привлечения инвесторов есть у вашей организации?

— Мы проводим поиск перспективных направлений, которые необходимо развивать в Алтайском крае. Это довольно масштабные маркетинговые исследования, результатом которых является, в частности, поиск внешних инвесторов, российских и иностранных компаний, работающих в этой нише. В дальнейшем составляется портфолио этих компаний, отслеживаются их финансовые показатели, их стратегические задачи. Это очень тщательная и аккуратная работа. При этом она может строиться в тесном взаимодействии с различными министерствами РФ, общественными объединениями предпринимателей. В прошлом году положительная реакция была, например, от компании "ДСМ-Восточная Европа", которая занимается изготовлением премиксов (витаминов) для производства комбикормовой продукции. Соглашение сейчас прорабатывается. Также есть компания "Русская кожа", представители которой уже приезжали в Алтайский край для переговоров и осмотра инвестиционной площадки для размещения производства.

У нас есть перечень подготовленных площадок, которые мы готовы оперативно предоставить инвестору. Потому что, когда инвестор скажет, что он готов реализовать проект, все с нашей стороны уже должно быть максимально проработано и составлен план необходимых мероприятий.

— Чем Алтайский край может быть интересен внешнему инвестору? Ведь это не самый богатый регион и иностранцы с деньгами сюда не стремятся.

— Для каждого человека богатство вещь относительная. У кого-то щи жидкие, а у кого-то бриллианты мелкие. В чем наше преимущество? Все регионы конкурируют в привлечении инвесторов. И инвестор, принимая решение, оценивает регион в том числе и по взаимодействию бизнеса и власти. Внешнему инвестору необходимо увидеть желание в глазах власти развивать производство именно здесь. Инвестор делает оценку по комфорту ведения бизнеса в регионе. Если говорить об Алтайском крае, то есть данные национального рейтинга Агентства стратегических инициатив. Наш регион в нем на ведущих позициях по состоянию инвестиционного климата в субъектах РФ.

31 проект

— По вашим наблюдениям, муниципалитеты в Алтайском крае насколько активны в привлечении инвесторов?

— Региональный инвестиционный стандарт внедрялся для того, чтобы инвестору был понятен механизм ведения бизнеса на территории. Сейчас для более эффективной работы муниципалитетов внедряются инвестиционные стандарты на местах. В данное время пилотные районы пункты этого стандарта уже выполняют или выполнили. Мы им в этом плане помогаем. Район всегда может воспользоваться нашими знаниями. С другой стороны, по обращениям инвесторов мы можем судить, какой из районов является более активным.

— Какие интересные проекты ваша организация курирует сейчас?

— По итогам I квартала в рамках "одного окна" заявлен 31 проект. Их общая заявленная стоимость 1,3 млрд рублей. Это молочная ферма, тепличное хозяйство, придорожный сервис, комбикормовый завод, строительство детского оздоровительного центра. Есть три компании, связанные с инновациями. То есть помощь, которую мы оказываем, является разнонаправленной: это и производство, и сельское хозяйство, и услуги.

— Вы сказали про принцип "одного окна". Предприниматель подает документы, и все?

— Нет, все проще. Инициатор подает только резюме проекта. Это описание на одной странице. Мы, проводя экспертизу этого проекта, запрашиваем дополнительную информацию.

— Инвесторы, которые обращаются к вам, это алтайский бизнес?

— В основном да. Алтайские компании обращаются к нам, когда необходимо оперативно подготовить бизнес-план или конкурсную документацию для участия в конкурсе как по господдержке, так и для получения финансирования из иных фондов. Но у нас на сопровождении есть и порядка 12 внешних компаний. Вообще, в нашей базе данных около 90 внешних компаний. По каждой из них ведется аналитическая работа. Мы отслеживаем все их истории успеха: где и что построили, где планируют строить и производить. Осуществляется их постоянный мониторинг и прямой контакт. В том числе и на выставках.

— Есть мнение, что участие в выставках — это пустая трата денег. Все же есть ли от этого эффект, по вашему мнению?

— Эффект существует. Все зависит от степени проработки. Можно, и не размещая большую экспозицию, сделать точечную работу. Но она проводится заранее. Мы предварительно анализируем всех участников выставки на предмет того, насколько они могут быть полезными в Алтайском крае.

Говоря о выездных мероприятиях, хочу добавить, что в прошлом году была организована презентация инвестиционного потенциала Алтайского края в Торгово-промышленной палате РФ, где участвовали представители около 400 компаний, там, в частности, было подписано предварительное соглашение о строительстве отеля мирового уровня в Барнауле и отеля в Белокурихе. В этом году мы провели мероприятие в Российском союзе промышленников и предпринимателей в рамках Недели российского бизнеса.

Да, работа, которая проводится, может не иметь мгновенного эффекта. Так и не бывает. Мы аккумулируем небольшие достижения в каком-то объеме, который нам позволит в дальнейшем развиваться. У нас уже с несколькими компаниями установлено взаимодействие. Есть ряд предприятий, которые высказали заинтересованность в сотрудничестве с Алтайским краем.

— Владимир Сергеевич, как экономический кризис повлиял на инвестиционную активность алтайского бизнеса?

— Мое субъективное мнение таково: бизнес активизировался в поисках новых направлений. Происходит диверсификация деятельности. Помните кризис 2008 года? Тогда был бум строительства гостиниц. Вроде бы кризис, но предприниматели начали ездить по регионам.

Мы сейчас работаем по максимуму, засучив рукава: в прошлом году у нас было около 56 обращений по регламенту "одно окна", в I квартале текущего года — 31 проект. Это говорит и о развитии нашего центра, и об инвестиционной активности в регионе.

О проектах и поддержке

— Мы разрабатываем типовые инвестиционные предложения, которыми может воспользоваться любой предприниматель. Они размещены на краевом инвестиционном портале. Стоимость проектов разная — она рассчитана как на малый, так и на средний бизнес. То есть имеются проекты от 7 млн до 250 млн рублей. При этом инвестпроекты рассчитываются с учетом возможной государственной поддержки.

О мобильности

— Преимущество нашего центра в определенной мобильности. Мы можем очень оперативно реагировать на запросы инвестора, получать информацию, взаимодействовать с органами власти. Если инвестор идет сам в какое-то отраслевое управление, его всегда могут направить в наш центр. Потому что бывает так, что этот вопрос не является компетенцией данного отраслевого управления. Мы же, прорабатывая запрос инвестора, четко знаем, куда нам необходимо обратиться, чтобы получить нужную информацию.

Об анализе и "круглых столах"

— В прошлом году мы провели 15 маркетинговых исследований. Помимо этого на постоянной основе проводится экспресс-анализ. По его результатам мы оцениваем, является ли направление перспективным. При необходимости проводятся дополнительные мероприятия. Например, "круглые столы". Так, совместно с Главным управлением экономики и инвестиций был организован "круглый стол" по теме овощеводства в Алтайском крае. Пригласили ученых, ретейлеров, производителей. И на этом мероприятии мы обсудили, как увеличить объемы выпуска, как привлечь деньги в отрасль и т. д.