RSS - рассылка Официальные выступления и заявления

Использование современных механизмов государственной поддержки для снятия инфраструктурных диспропорций регионального развития

Уважаемые коллеги!

Последние десять лет Алтайский край активно наращивал свой экономический потенциал, повышал свою инвестиционную привлекательность, улучшал инфраструктурную среду, включая социальную. Как результат, Алтайский край – это динамично развивающийся субъект страны со стабильным политическим, финансово-экономическим положением, демонстрирующим уверенные темпы роста, соответствующие общероссийским тенденциям.

Алтайский край является крупным агропродовольственным регионом с большой долей сельского населения (44 %). В структуре валового регионального продукта у нас высокая доля обрабатывающей промышленности (около 18 %), которая представлена всеми ее основными видами. А доля в валовом региональном продукте сельского хозяйства – одна из самых высоких в стране - 14,3 %. Кроме этого, все большее развитие в регионе получает туристическая отрасль, ее вклад в экономику региона сегодня уже превышает 6 %.

За последние десять лет объем валового регионального продукта края увеличился в 1,4 раза, инвестиций в основной капитал – в 1,8 раза, продукции сельского хозяйства – в 1,4 раза.

Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения – реальные денежные доходы и заработная плата, – выросли за последние десять лет в 1,7 и 1,6 раза соответственно. Причем, значения основных макроэкономических показателей превышают среднероссийские.

В текущем году реальные денежные доходы за январь-июнь составили 98,8 %, среднемесячная заработная плата одного работника – 103,3 %, инвестиции в основной капитал – 69,3 % к соответствующему периоду 2014 года.

Механизм решения сложной и масштабной задачи по обеспечению устойчивого и сбалансированного экономического роста Алтайского края и повышения его конкурентоспособности опирается на осуществление непрерывной системной работы по созданию благоприятной среды для инвестиционной деятельности через развитие экономических и организационных условий привлечения инвестиций, формирование и реализацию стимулов привлечения инвестиций.

Сужение в текущем году возможностей краевого бюджета по поддержке внебюджетных инвестиций определяет очевидность концентрации финансовых ресурсов на особо значимых, модернизационных, инновационных и стартующих проектах, являющихся драйверами экономики. Этому способствуют усилия Администрации края по синхронизации региональных и федеральных преференций. В октябре текущего года Администрацией края подписано соглашение о сотрудничестве с Фондом развития промышленности. Общая стоимость заявленных алтайскими предприятиями инвестиционных проектов в Фонд составляет 7,9 млрд. рублей для привлечения целевых займов в размере 2,1 млрд. рублей.

Вместе с тем, отдельные позиции прирастающего перечня федеральных финансовых инструментов в настоящее время ограничены для применения, как например, создание территорий опережающего развития в моногородах.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 № 1398-р к монопрофильным населенным пунктам в Алтайском крае относятся города Алейск, Заринск, Новоалтайск, Яровое, п.г.т. Степное озеро Благовещенского района. Моногорода Алтайского края отнесены к территориям, находящимся в зоне риска ухудшения социально-экономического положения, что не позволяет в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» претендовать на создание особого правового режима осуществления деятельности.

В текущем году социально-экономическая ситуация по основным показателям в монопрофильных населенных пунктах характеризуется как стабильная, в то же время растет численность официально зарегистрированных безработных: в г. Алейске – в 1,6 раза к уровню на 01.10.2014,в г. Заринске – на 16,6 %, в г. Новоалтайске – в 2,3 раза, в г. Яровое – на 21,2 %.

На совещании по монопрофильным муниципальным образованиям в г. Усолье-Сибирское Иркутской области Министр экономического развития Российской Федерации Алексей Валентинович Улюкаев высказал предложение о создании территорий опережающего развития не только в моногородах, отнесенных к кризисным, но и на территориях, находящихся в зоне риска ухудшения социально-экономического положенияв целях оказания упреждающего воздействия на рост числа кризисных моногородов. Мы поддерживаем данную инициативу и заинтересованы в создании территории опережающего развития в границах моногорода Заринска.

Город Заринск - один из наиболее развивающихся монопрофильных населенных пунктов Алтайского края, что обеспечено в большей степени стабильной работой градообразующего предприятия – ОАО «Алтай-Кокс». Сегодня в городе проживает 47,3 тысяч человек, из которых более 3 тыс. человек трудятся на градообразующем предприятии. Социально-экономическая ситуация города полностью зависит от работы «Алтай-Кокса», доля которого в общем объеме промышленного производства составляет 92 %. Подобная моноструктура имеет риски ухудшения социально-экономического развития.

За 6 месяцев текущего года реальные денежные доходы населения составили 95,9 %, среднемесячная заработная плата одного работника – 106,6 %, инвестиции в основной капитал – 68,8 % к соответствующему периоду 2014 года.

Вместе с тем, город имеет ряд преимуществ:

выгодные географическое и транспортное положения между крупными промышленными центрами – г. Барнаулом и Кузбассом;

через город проходит железнодорожная магистраль, имеются свободные тупики, автодорожным сообщением Заринск связан с городами Барнаул, Белово, Бийск, Новокузнецк, Новосибирск, что создает широкие возможности доступа к разнообразным источникам сырья и рынкам сбыта;

наличие свободных земельных участков для развития новых производств;

низкие тарифы на коммунальные услуги – воды и тепловую энергию;

наличие свободных резервов на подключение к источникам энергоснабжения от градообразующего предприятия;

природно-ресурсный потенциал – глина и песок для производства стройматериалов, артезианская вода;

наличие сельскохозяйственной сырьевой и кормовой базы в соседних с городом районах.

Кроме того, в различной стадии готовности находятся следующие инвестиционные проекты:

строительство кожевенного завода;

организация производства облицовочного керамического кирпича;

размещение call-центра;

создание производства фанеры и ориентированно-стружечной плиты.

Создание территории опережающего развития в границах моногорода г. Заринска позволило бы преломить возникшие кризисные тенденции, создать условия для решения ключевых проблем и преодоления критических рисков, повышения качества жизни жителей города; обеспечить устойчивое развитие города в средне- и долгосрочной перспективе за счет диверсификации экономики города на основе эффективного вовлечения в экономические процессы всего имеющегося потенциала с возможностью решения ряда задач.

Для реализации предложения Алексея Валентиновича Улюкаева требуется внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)», направленных на отмену трехлетнего моратория на создание территорий опережающего развития во всех моногородах.

Одним из приоритетных направлений работы Администрации края является снятие инфраструктурных ограничений. Имея самую протяженную и разветвленную в стране сеть автомобильных дорог общего пользования, в тесном партнерстве с бизнесом продолжается ее развитие с учетом инвестиционной стратегии края.

В настоящее время среднесуточная интенсивность движения на подъездах к краевому центру – г. Барнаулу достигает 20 тыс. автомобилей, и этот показатель постоянно растет. Весь транзитный транспорт проходит по улицам административного центра Алтайского края, что ведет к затруднению движения, ускоренному разрушению дорожного покрытия, увеличению себестоимости перевозок грузов и пассажиров, ухудшению экологической обстановки в городе.

Решить проблему обеспечит строительство обхода г. Барнаула - объездной дороги, которая позволит соединить федеральные автомобильные трассы Р-256 и А-322.

Автомобильная дорога «Обход г. Барнаула с мостом через р. Обь» будет соединять федеральные автомобильные дороги А-322 «Барнаул – Рубцовск – граница с Республикой Казахстан» и Р-256 «Чуйский тракт» (Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск – граница с Монголией), обеспечивая движение транзитного транспорта мимо г. Барнаула. Дорога станет важной частью транспортного коридора и обеспечит вывод постоянно растущего транзитного автотранспорта из центра города.

Строительство обхода г. Барнаула предлагается вести пусковыми комплексами, имеющими самостоятельное транспортное значение. Ориентировочная стоимость реализации данного проекта – около 18 млрд. рублей. Срок окупаемости – 10 лет.

Для реализации данного проекта просим рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность включения в подпрограмму «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» мероприятия по проектированию и строительству автомобильной дороги «Обход г. Барнаула».

Начиная с 1998 года, в Алтайском крае осуществляется реконструкция Чуйского тракта - федеральной автомобильной дороги, имеющей стратегическое международное значение, на участках с наиболее высокой интенсивностью движения транспорта.

Так, в 2000 году введен в эксплуатацию участок автомобильной дороги «Подъезд к городу Барнаул» 1-й технической категории, протяженностью 2,6 км.

В 2006 году завершена реконструкция участка дороги под I техническую категорию с 202 км по 212 км, протяженностью 10 км.

В 2011 году закончена реконструкция на участке дороги 183 км- 202 км, общим протяжением 18,5 км, с 4-мя транспортными развязками в разных уровнях.

В октябре 2013 года введен в эксплуатацию участок строительства второй очереди обхода города Бийска 345 км - 354 км II технической категории с двухуровневой транспортной развязкой на въезде в город.

В настоящий момент реализуется проект реконструкции мостового перехода через реку Чумыш на участке «Чуйского тракта» 150 км – 158 км. Планируемая дата ввода объекта – сентябрь 2017 года.

На рассмотрении Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») находится проектная документация на реконструкцию участка автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт» 173 км –183 км. При последующем включении в федеральную адресную инвестиционную программу, начало реализации объекта намечено на 2018 год.

Логическим продолжением данной работы является реконструкция участков автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» на 158 км –173 км (II категория) и 212 км – 223 км (III категория), где фактическая среднесуточная интенсивность достигает 19500 единиц, а в пиковые нагрузки возрастает в разы.

Участок автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт» на 158 км –173 км, соединит выполненный в 2011 году участок км 183 – км 202 I технической категории c планируемым участком реконструкции 173 км –183 км.

В связи с изложенным выше полагаем целесообразным включение в задание на выполнение проектно-изыскательских работ на 2016-2017 годы в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы) следующих объектов:

«Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией 158 км - 173 км;

«Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией. Реконструкция автомобильной дороги 212 км - 223 км».

Помимо автомобильных дорог в Алтайском крае для судоходства эксплуатируется 529 км транзитных водных путей с гарантированными габаритами рек Бия, Катунь, Обь.

В последние годы на перекатах дноуглубительные работы производились в минимально-возможных объемах. В 2014 году впервые производство транзитных дноуглубительных работ не осуществлялось.

Отсутствие судового хода по реке привело к увеличению нагрузки на дорожное полотно, сокращению флота в Алтайском крае.

Поставленные на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 8 октября 2014 года Президентом Российской Федерации задачи по переориентации перевозок тяжелых и крупногабаритных грузов с автомобильного на внутренний водный транспорт являются актуальными и для Алтайского края.

Реализация Соглашения о сотрудничестве в сфере реализации проекта развития транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта в границах Алтайского края Обского бассейна внутренних водных путей, заключенного в 2015 году, позволила осуществить проведение дноуглубительных работ и перераспределить транспортировку материалов между большегрузным автомобильным и внутренним водным видами транспорта.

Для проведения дальнейших работ по углублению фарватера, увеличения доли грузоперевозок по внутренним водным путям необходимо обеспечить в финансирование содержания внутренних водных путей, расположенных в границах Алтайского края, в размере утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2014 № 1295 нормативов.

Спасибо за внимание.



Дата:  18.11.2015 01:00:00
Место:  Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации