RSS - рассылка "Российская газета"-"Экономика Сибири" (№6935) Помочь инвесторам

04.04.2016

"Российская газета"-"Экономика Сибири" (№6935) Помочь инвесторам

Дефицит бюджетных ресурсов ограничил возможности регионов в создании условий для привлечения инвестиций. Сегодня они делают ставку в основном на федеральные институты развития. Власти Алтайского края решили стимулировать инвестиционную активность бизнеса еще и с помощью дифференциации преференций по принципу "первые получают больше".

В прошлом году край не досчитался более десяти миллиардов рублей инвестиций: в основной капитал было вложено 91,9 миллиарда, тогда как в 2014-м в регионе освоили рекордные 102,2 миллиарда. В этом году краевые власти рассчитывают привлечь в алтайскую экономику около ста миллиардов рублей, хотя и признают, что этот объем не компенсирует провала 2015-го.

- Падение инвестиций в начале прошлого года было значительным, и опросы предпринимателей показывали, что из-за экономической нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне они существенно сократили свои инвестиционные планы, отказались от ряда проектов, - напомнил вице-губернатор Алтайского края Николай Чиняков. - Сегодня бизнес адаптировался к работе в новых условиях, и, хотя макроэкономическая ситуация по-прежнему остается сложной, мы видим, что предприниматели активнее инвестируют, берут кредиты на реализацию проектов.

По данным Алтайского отделения Сибирского главного управления ЦБ РФ, объемы кредитования юридических лиц и представителей малого и среднего бизнеса в январе 2016 года выросли на 3,9 процента по сравнению с январем 2015-го. Но учитывая, что год назад рынок корпоративного кредитования в крае обвалился почти вдвое (в январе 2014-го было выдано более двенадцати миллиардов рублей кредитов, а в январе 2015-го - 6,5 миллиарда), сегодняшний рост выглядит незначительным.

В этих условиях региональные власти пытаются максимально использовать возможности федеральных программ и фондов, чтобы помочь инвесторам льготными кредитами и грантами.

Несмотря на бюджетный дефицит, краевые власти пытаются мобилизовать и внутренние резервы, чтобы стимулировать инвестиционную активность бизнеса. В частности, губернатор Александр Карлин предложил дифференцировать льготы для инвесторов.

- Надо ввести механизм обратной регрессии: объем преференций напрямую зависит от того, на каком этапе инвестор включается в реализацию проекта, - пояснил глава региона. - Тот, кто участвует с самого начала, получает максимальный объем налоговых и других льгот. Тот же, кто решил подождать, когда будет построена вся инфраструктура и "прикормлены" клиенты, - минимум. А сегодня получается, что все в равных условиях, хотя у инвесторов, которые пришли в кластер или особую зону на начальном этапе, и риски выше, и логистика сложнее, и затрат больше.

В Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края корреспонденту "РГ" сообщили, что сейчас такой механизм разрабатывают для участников туристического кластера "Белокуриха-2". Напомним: проект строительства второй очереди курорта включен в федеральную программу развития внутреннего и въездного туризма. Новый город-курорт строят с нуля и пока из инфраструктуры здесь появилась только автомобильная дорога. Проблему подключения инженерных сетей еще предстоит решить. "Концепция туркластера предусматривает особый налоговый режим в части региональных налогов. Именно поэтому мы можем на краевом уровне ввести механизм дифференциации льгот для участников этого проекта, чтобы стимулировать приход инвесторов в туркластер", - отметили в ведомстве.

- Логика в дифференциации льгот есть: регион заинтересован в привлечении инвесторов именно на начальной стадии реализации проектов, когда требуются максимальные затраты, - отмечает председатель правления Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц. - Но будет ли этого достаточно для повышения инвестиционной активности? Алтайский союз предпринимателей неоднократно предлагал освободить на два-три года от платы за землю и налога на имущество всех, кто реализует инвестпроекты, прежде всего, в производственной сфере. Это в полномочиях региональных властей. Инвестор на начальном этапе итак несет большие затраты, а ему еще приходится платить налоги сразу, как только он получил земельный участок под строительство или приобрел оборудование, хотя он еще ничего не построил и ничего не произвел. Естественно, что такое налоговое бремя сдерживает инвестиционную активность бизнеса. В результате краевой бюджет больше теряет из-за нереализованных проектов, чем от налоговых льгот, благодаря которым через два-три года бюджетные поступления могли бы вырасти.

Прямая речь

Николай Чиняков, вице-губернатор Алтайского края:

- Мы работаем с Фондом развития промышленности, и несколько предприятий уже получило средства на модернизацию производства. Готовим соглашение с Корпорацией развития МСБ, которое позволит предпринимателям привлекать кредиты под 11,5 процента. Изучаем возможность участия алтайских проектов в конкурсе мини-грантов Фонда "Сколково". Работаем над созданием в моногородах территорий опережающего развития. Не исключаем и возможность появления в крае особой экономической зоны производственного типа, если ни один из алтайских моногородов не сможет получить статус ТОРа.