RSS - рассылка Руководство и достижения

Марандин Иван Николаевич

1937 (декабрь) – 1938 (май)

Лешко Георгий Николаевич

1938 (май) – 1938 (декабрь)

Перетягин Федор Федорович

1938 (декабрь) – 1939 (декабрь)

На момент образования края экономика его была в основном аграрного направления. Задача первых руководителей состояла в развитии промышленности региона, используя его природные энергетические и лесные богатства.

В 1938-1940 годы придается большое значение состоянию научно-исследовательских работ на Кулундинских озерах.

В июне 1939 года прошла первая Сибирская конференция по освоению производительных сил Сибири, подготовлена записка «О промышленном освоении химических богатств Кулундинских озер в крае (мирабилит, сода, бром, поваренная соль)».

Рассматриваются материалы исследования обессульфагенной рапы озера Кучук для получения концентрированных рассолов по магнию и брому.

В это же время был составлен технико-экономический доклад, где дана экономическая характеристика хозяйств края. Особое внимание в этом документе уделено энергетике и истории транспорта.

В 1939 году также начались работы по телефонизации сел. На конец года с городом Барнаулом телефонной связью объединили 42 района из 67.

Принята программа облесения Кулунды.


Ковынев Николай Георгиевич

1940 (январь) – 1941 (июнь)

Кукис Самуил Израйлович

1941 (июль) – 1942 (июль)

Восканян Гурген Ваганович

1942 (июль) – 1943 (ноябрь)

В мирное время подготовлены предложения по вопросам строительства и благоустройства города Барнаула. В них предусматривалось строительство драмтеатра на 800 мест, электростанции, Дома Советов, водопровода, канализации, первой очереди трамвая, мощение улиц, строительство важнейших объектов промышленных стройматериалов – известкового и цементного заводов.

Рассмотрены эскизы к проекту по устройству комплексных лесных полос в степях края и мероприятия по государственному плану облесения Кулунды, а также вопрос строительства гидроэлектростанций в районах края.

В годы Великой Отечественной войны в крае вводятся в эксплуатацию предприятия тяжелой индустрии.

Разработаны предложения по организации новых производств швейной, обувной и трикотажной промышленности за счет используемого эвакооборудования. Увеличился ассортимент детской обуви и одежды, изготавливаемых предприятиями для обеспечения детдомов и спецшкол по внерыночному фонду.

В 1942 году вводится в эксплуатацию Алтайский тракторный завод.


Антонюк Иосиф Антонович

1943 (ноябрь) – 1945 (октябрь)

1963 (март) – 1964 (декабрь)

В годы войны продолжает развиваться промышленность. Вступают в строй промышленные предприятия. В 1944 году – Барнаульский шлакоблочный завод, в 1945 году – завод «Молмашстрой». В 1944 году выпущена первая тысяча тракторов на Алтайском тракторном заводе, введена гостиница «Алтай» на 90 мест и сдан понтонный мост в Барнауле.

Уделяется внимание развитию местного орошения, увеличению производства товаров широкого потребления, развитию сельской электрификации, строительству дорог с твердым покрытием. За 1944 – 1945 годы построено около 70 км таких дорог.

Проводятся работы по ботанико-географическому районированию Кулундинской степи. Рассматриваются вопросы о развитии и работе подсобных хозяйств промышленных предприятий.

С 1963 года И.А. Антонюк возглавляет плановую комиссию исполкома Алтайского краевого (промышленного) Совета депутатов трудящихся. Продолжается размещение промышленных предприятий в крае.

Рассмотрена схема водоснабжения и канализации Алтайского края, включая Рубцовский промышленный район, которая разработана Ленинградским отделением института «Водоканалпроект».

За 2 года (1963 – 1964 годы) за счет государственных источников финансирования введено жилья общей полезной площадью 1303,3 тыс. кв. м., построено 90 школ на 37 тыс. учебных мест, больниц на 1642 койки.

Строится жилье,  объекты социально-культурного назначения.


Облог Андрей Яковлевич

1946 (ноябрь) – 1948 (март)

1951 (сентябрь) – 1954 (март)

Деятельность направлена на восстановление народного хозяйства, составляется проект пятилетнего плана развития местного хозяйства края на 1946 – 1950 годы и план развития сельского хозяйства на эти же годы.

Начало строительства трамвайных путей 1-й очереди начинается в 1946 году.

В 1947 году впервые разработаны мероприятия, связанные с развитием садоводства в крае.

Ведется строительство железнодорожных линий: Сталинск (Новокузнецк) – Барнаул.

Поднимается вопрос о строительстве моста через р. Обь (совместить железнодорожное, автогужевое и пешеходное движение).

Прорабатывается вопрос в течение ближайших лет осуществить строительство железнодорожных линий: Михайловка – Рубцовск, Леньки – Камень.

Подготовлена записка по изучению производительных сил края, ссылаясь на богатые месторождения полезных ископаемых, наличие химических богатств, гидро – и энергетических ресурсов и необходимость борьбы с засухой в Кулундинской степи.

Подготовлены предложения по развитию молочного животноводства, маслоделия и перспективах развития сахарной свеклы.

Разработана с участием специалистов сельского хозяйства схема орошения и обводнения на местном стоке и подземными водами земель в Кулунде.

Составлен баланс рабочей силы в колхозах края.

Рассмотрены вопросы обеспечения населения городов Барнаула, Чесноковки (Новоалтайска), Рубцовска, Бийска овощами, картофелем и молочными продуктами.

В связи с переходом от 7-летнего образования ко всеобщему среднему в Барнауле, Бийске, Рубцовске и Горно-Алтайске определяется строительство школ. К строительству школ привлекаются средства предприятий различных министерств и ведомств.

В 1953 году вступил в строй завод геологоразведочного оборудования; комбинат «Химволокно», строительство которого начато в 1947 году, выдал первую капроновую нить.

В 1954 году сдана в эксплуатацию железная дорога Артышта – Барнаул – Кулунда протяженностью 527 км, это один из важных участков Южно-Сибирской магистрали.


Захаров Михаил Иванович

1948 (июль) – 1951 (август)

1962 (июнь) – 1966 (февраль)

Составлен план развития народного хозяйства и социально-культурного строительства на 1948 год, планы развития местного хозяйства по годам, а также на семилетие 1959 – 1965 годы.

В послевоенные годы развивается промышленность, уделяется внимание электрификации, строительству местных электростанций, расширению производства и добычи местных строительных материалов, использованию местных энергоресурсов.

Рассмотрен вопрос о комплексном использовании природных богатств Кулунды на 1951 – 1953 годы и комплексное развитие производительных сил Кулунды.

Во второй период работы больший упор делается на развитие крупной промышленности в крае и строительстве промышленных предприятий, развитие мясо-молочной промышленности, оказание помощи предприятиям.

Построены вторые пути железнодорожной линии Алтайская – Артышта протяженностью 204 км с полной электрификацией, Алтайская – Чумыш – 60 км. 

Проведена электрификация линии Барнаул – Новосибирск – 220 км.

Сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Алтайская – Иртышская – 662 км.

В конце 1948 года в г. Барнауле пущен первый трамвай, связывающий центр с вокзалом и промышленными предприятиями.

В 1964 году начаты работы по газификации квартир, в первую очередь в районах Кулундинской степи, на 1 января 1966 года было газифицировано около 11 тысяч квартир.

Осуществляется переход ко всеобщему восьмилетнему образованию. В 1965 году его получили 45,6 тыс. учащихся и среднее – 8,2 тыс.


Волков Иван Михайлович

1954 (август) – 1955 (март)

Подсохин Лаврентий Федорович

1955 (март) – 1961 (март)

Высокими темпами развивается строительная индустрия и промышленность стройматериалов.

Ставится задача значительно увеличить производство кирпича, извести и черепицы как на существующих мощностях за счет реконструкции, так и за счет нового строительства. Речь идет о возможности строительства в Барнауле завода силикатного кирпича, в Бийске – красного, с вводом обоих в 1957 году.

Планируется построить завод железобетонных изделий на 30 тыс. куб. м изделий и 15 тыс. куб. м раствора и завод по изготовлению стандартных деревянных домов.

Рассмотрены предложения с обоснованием перспектив развития промышленности, сельского хозяйства на 1956 – 1960 годы. Отмечено, что сдерживающим фактором развития является слабое развитие в крае энергетического хозяйства и транспорта, в связи с чем подготовлены предложения по дальнейшему развитию промышленности, энергетики транспорта и связи на 1956 – 1960 годы.

Принята программа по расширению производства продовольственных товаров и улучшению их качества. Утверждены объемы производства. Уделено внимание разведению рыбы в водоемах, увеличению масла растительного, кондитерских изделий, увеличение их выпуска в расфасовке.

Подготовлена записка в СМ РСФСР о строительстве железной дороги Новокузнецк – Бийск – Рубцовск.

Рассматривается вопрос о разработке схемы единой высоковольтной линии. Намечено в короткие сроки электрифицировать сельскохозяйственное производство и железнодорожный транспорт, а также подключить сельские районы к линиям электропередач «Алтайэнерго» и ТЭЦ-2.

Осуществляется строительство завода искусственного волокна, Кучукского сульфатного (ныне ОАО «Кучуксульфат»), комбинированного моста через р. Обь в Барнауле. Частично вступил в эксплуатацию комбайносборочный (моторный) завод.

На территории Бийского мясокомбината в 1955 году вырос новый 4-этажный корпус. Это первый на Алтае консервный завод, превосходящий по мощности (80 тыс. усл. банок мясных и мясорастительных консервов) все подобные заводы Сибири. Решается вопрос о завершении строительства кондитерской фабрики в Барнауле.

Впервые ставится вопрос о начале строительства троллейбусных путей и пуске троллейбуса в Барнауле.

Рассмотрен вопрос о состоянии проекта районной планировки Алтайского края. Устанавливаются первоочередные границы:

на севере – по линии Камень – Тальменка – Галуха;

на востоке – Галуха – Бийск;

на юге – Бийск – Змеиногорские (железорудные месторождения);

на западе – Локоть – Алейск – Камень.

Это явилось основой для размещения производительных сил и промышленных предприятий в крае.


Пигарев Николай Васильевич

1961 (март) – 1962 (март)

Решаются две крупных задачи социально-экономического развития края. Разрабатываются схема электрических сетей и схема водоснабжения и канализации региона.

Рассмотрены вопросы централизованного электроснабжения на 1965 – 1970 годы. Сделана привязка к освоению целинных и залежных земель.

Намечается электрификация железной дороги Артышта – Алтайская, строительство ЛЭП-330 кВ Рубцовск – Семипалатинск, двухцепной ЛЭП-220 кВ Барнаул – Новосибирск и одноцепной ЛЭП-220 кВ Камень – Новосибирск. Электрификация железной дороги Иртышская – Карасук – Камень – Алтайская создает благоприятные условия для электрификации близлежащих сельскохозяйственных районов.


Хрустев Иван Никифорович

1966 (февраль) – 1975 (февраль)

В стране началась экономическая реформа.

Разработаны:

- схема размещения и развития производительных сил в крае;

- программа «О мерах по дальнейшему укреплению материально-технической базы сельского хозяйства и улучшению культурно-бытовых условий работников совхозов и колхозов края»;

- мероприятия по проведению ирригационно-мелиоративных работ;

- программа о перспективном развитии мелиорации, орошении Кулундинской степи водами из Оби;

- схемы комплексного водоснабжения Рубцовского промузла с учетом всех водопотребителей на перспективу.

Развивалась химическая промышленность на базе использования богатейших источников минерального сырья Кулундинских озер.

В 1970 году ставится вопрос о строительстве в крае нефтеперерабатывающего завода, мощность 6 млн тонн переработки нефти в год.

В эти годы строятся или уже построены крупные промышленные предприятия, объекты культурно-бытового и коммунального назначения.

В стадии завершения находится железобетонный мост через Катунь.

Утверждено техническое задание на строительство кондитерской фабрики «Алтай». Всего построено за 9 лет 28 крупных промышленных предприятий.

Строятся крупные водохозяйственные сооружения: Гилевское водохранилище, Кулундинский магистральный канал, заканчивается строительство водоподъемной плотины на р. Алей, строится 2-я очередь Алейской оросительной системы. Начато строительство Чарышского группового водопровода. Закончено проектирование Бурлинского подпитывающего канала, Ново-Троицкого участка орошения.

Сданы трамвайные пути в нагорную часть Барнаула протяженностью 6,8 км. Вступило в эксплуатацию здание проектного института, газораздаточная станция на 6 тыс. тонн жидкого газа в год, два комбината по стирке белья и химчистке одежды, сдана гостиница «Центральная» в Барнауле на 308 мест, вступила в Барнауле в строй (1973 год) первая троллейбусная линия.

Введен в крае районный коэффициент к заработной плате 1,15; 1,2 с 1 января 1972 года.

Введена в эксплуатацию мощная трансляционная станция в Благовещенке и 9 маломощных, 80% населения было охвачено телевизионным вещанием.

В 1966 – 1967 годах принят в эксплуатацию Дворец спорта, в 1973 году в Барнауле открылся Алтайский государственный университет.


Чернышов Иван Филиппович

1975 (февраль) – 1985 (март)

Составлены план развития народного хозяйства края на 1976 – 1980 годы и план экономического и социального развития края на 1981 – 1985 годы.

Основной вопрос пятилетнего плана 1976 – 1980 годов – создание материально-технической базы. Оснащение всей экономики новой более эффективной техникой. Переход на новые методы планирования и финансирования капитального строительства.

Решались вопросы подготовки кадров для народного хозяйства.

Принята программа о дальнейшем развитии сельского хозяйства края.

Решаются вопросы об экономии топлива, тепловой и электрической энергии.

Проводится работа по освоению новых моделей и образцов товаров. За 1975 – 1984 годы выпущено 2621 наименование товаров с государственным Знаком качества.

Разработаны мероприятия по охране природы. Основное внимание уделялось вопросам рационального использования земли, лесных полос, охране и рациональному использованию водного и воздушного бассейнов.

В 1977 году впервые в крае придается значение автоматизированной системе управления.

Рассматриваются и решаются проблемы дальнейшего развития производительных сил края. Создается мощная индустрия. Уделяется внимание плановой работе, усилению перспективному планированию.

Вводится сочетание принципов отраслевого и территориального планирования.

За период 1975 – 1984 годов построено и введено в эксплуатацию около 30 крупных промышленных предприятий. Продолжается развитие промышленности строительных материалов.

В 1981 году вступила в строй 1-я коксовая батарея коксохимзавода: в 1982 году введена 2-я коксовая батарея.

Завершено строительство Кулундинского магистрального канала длиной 182 км, закончены работы на второй очереди Алейской оросительной системы и введено 10 тыс. гектаров орошаемых земель.

Вводится в действие Новотроицкой орошаемый участок - и 800 км Чарышского магистрального водопровода.

В 1978 году принята в эксплуатацию ЛЭП-500 Барнаул – Новосибирск, замкнувшая Алтай в единую энергосистему Сибири и Дальнего Востока.

Строятся объекты социального и культурно-бытового назначения.

С начала газификации газифицировано 596,8 тыс. квартир, в т.ч. 292,7 тыс. квартир на селе, внедряется автоматизированная телефонная связь.


Песоцкий Владимир Филимонович

1985 (март) – 1991 (сентябрь)

Германенко Владимир Сергеевич

1988 (декабрь) – 1990 (май)

Начало перестройки управления народным хозяйством и планирования.

Осуществляются меры по переходу к экономическим методам, к единству отраслевого и территориального развития.

Меняется структура и функции крайплана. Создается Главное планово-экономическое управление.

Разработана методика нормативного планирования закупок продукции сельского хозяйства. Широко применяется при планировании балансовый метод.

Разработана схема развития и размещения производительных сил Алтайского края на период до 2005 года.

Формируются поставки продовольствия в федеральный фонд и на местное снабжение. Идет осуществление мер по переходу на самообеспечение.

Уделяется внимание созданию автоматизированной системы управления экономическим и социальным развитием края.

Внедрено более 100 управленческих и технологических задач.

Создан территориально-вычислительный центр коллективного пользования (ВЦКП) на базе статуправления.

Осуществляется переход от перспективного, текущего планирования и прогнозным расчетам на год, перспективу.

Разработаны:

- концепция развития и размещения производительных сил Алтайского края на ХIII пятилетку и до 2005 года.

- целевая комплексная программа «Экология»;

- целевая комплексная программа обеспечения потребности народного хозяйства в трудовых ресурсах на 1986 – 1990 годы;

- краевая целевая комплексная программа «Интенсификация – 90»;

- программа по минеральным столовым водам в р.п. Завьялово.

Совместно с отраслевыми отделами крайисполкома, объединениями разработаны мероприятия по переходу на рыночную экономику.

Уделяется внимание дальнейшему развитию отраслей энергетического комплекса. Вводятся мощности на Барнаульских и Бийской ТЭЦ.

Завершено строительство нового железнодорожного моста через Обь в Барнауле; выполнены разведывательные работы для запитки Рубцовского и Локтевского водозаборов, сдана в эксплуатацию кондитерская фабрика «Алтай»; вступил в строй завод крупнопанельного домостроения в Барнауле и ремонтно-механический завод объединения «Алтайводстрой».

В крае расширяются внешнеэкономические связи. Расширяется приграничная торговля. В Барнауле открылся ресторан китайской кухни.

Получило развитие создание жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) в районах и молодежно-жилищных комплексов (МЖК) в городах.

Ведется работа по принятию программы неотложных мер по улучшению экологической обстановки, оздоровлению населения и социально-экономического развития края. Отрабатываются вопросы о необходимости проведения научно-исследовательских работ по определению уровня многолетнего воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.


Сидоров Анатолий Германович

1991 (ноябрь) – 1995 (октябрь)

Ступин Владимир Иванович

1995 – (октябрь) – 1996 (январь)

Начало приватизации и разгосударствления экономики.

Проведен анализ состояния экономики, выявлены причины спада производства во всех отраслях и приняты меры по стабилизации. Комитет по экономике работает над программой по реабилитации и социально-экономическому развитию районов, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которая была принята в 1993 году.

Разработана инвестиционная программа, оказывалась помощь предприятиям по участию в целевых федеральных программах.

Привлечены специалисты к разработке технико-экономического обоснования газификации края.

Организована разработка месторождений драгоценных металлов на принципах лицензирования недропользования.

Сформированы фонды продовольствия – федерального и регионального.

Принимается программа II этапа реформирования экономики края.

Деятельность направлена на выполнение мер по оздоровлению экономики, стабилизации социально-экономического положения края.

Курорт «Белокуриха» признан курортом федерального значения и на основе имеющегося потенциала бальнеологических ресурсов разработана программа развития курортного региона на 1996 – 2010 годы.

Проводились работы по включению предприятий в целевые федеральные программы.


Псарев Владимир Иванович

1997 (январь) – 2004 (апрель)

Разработан План социально-экономического развития края на 1997 –2000 годы и на период до 2005 года. Основой Плана послужили научные обоснования сложившегося положения и пути выхода из кризиса, изложенные в схеме экономического и социального развития до 2005 года. Планом определены экономические рубежи и пути их реализации.

Определены и реализуются важные приоритетные направления в инвестиционной деятельности: поддержка реального сектора экономики, газификация, строительство и реконструкция объектов социальной сферы, жилищное строительство.

Разработана и принята Программа внедрения и развития ипотечного кредитования.

Проводилась целенаправленная работа по участию предприятий в целевых федеральных программах.

Для обновления машинно-тракторного парка сельского хозяйства организована поставка по лизингу сельскохозяйственной техники. Образован краевой лизинговый фонд на базе «Коммерческого Сибирского социального банка» ООО.

Активизировалась работа по упорядочению системы формирования государственного заказа на закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для региональных и муниципальных нужд, на промышленную продукцию для нужд бюджетной сферы.

С конца 1996 по июнь 2001 года в крае функционирует Свободная экономическая зона (СЭЗ «Алтай»). Территориями СЭЗ «Алтай» были определены Первомайский и Немецкий национальные районы. Средства от участников СЭЗ «Алтай» были направлены на формирование информационных технологий, поддержку проектов по привлечению инвестиций в экономику края и социальную сферу, оказание адресной социальной помощи. Разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2010 года.


Проведен комплекс мер по освоению месторождений цветных металлов.   

Коренные изменения проведены в области информатизации в крае.

Началось активное внедрение информационно-коммуникационных технологий.

Был создан оптоволоконный канал для скоростного выхода администрации края в информационную сеть Интернет.

Благодаря правильно выбранному стратегическому направлению экономика края вышла в 2003 году на стадию устойчивого экономического роста.


Тен Сергей Иннокентьевич

2004 (апрель) – 2005 (июль)

Проведен анализ инвестиционной привлекательности и валовой добавленной стоимости крупных и средних хозяйствующих субъектов края за 2003 – 2004 годы с целью выявления точек экономического роста.

Утвержден план действий администрации края на 2005 год по повышению инвестиционной привлекательности края и увеличению валового регионального продукта: совершенствование нормативно-правовой базы, государственная поддержка реального сектора экономики, развитие отраслей, минерально-сырьевая база и туризм.

Подготовлена адресная инвестиционная программа на 2005 год.


Щетинин Михаил Павлович

2005 (сентябрь) – 2014 (сентябрь)

В сфере стратегического планирования и прогнозирования социально-экономической ситуации:
Разработан и принят закон Алтайского края «О стратегическом планировании социально-экономического развития Алтайского края».

Утверждена стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года и программа социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 года.

Внедрено комплексное планирование на муниципальном уровне, разработаны комплексные программы городских округов, муниципальных районов, поселений.

Совершенствовалось целевое программирование: осуществлен переход с краевых целевых на долгосрочные целевые программы, далее - на государственные программы Алтайского края.

Разработаны государственные программы Алтайского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы, «Развитие малых городов Алтайского края» на период до 2020 года», «Развитие индустрии детских товаров в Алтайском крае» на 2013-2015 годы и на период до 2020 года.

Создана система мониторинга текущей ситуации социально-экономического развития Алтайского края и тенденций ее изменения.

Сформирован и осуществляется мониторинг плана мероприятий по подготовке секторов экономики Алтайского края к работе в условиях действия норм и правил Всемирной торговой организации.

Начата работа по импортозамещению в Алтайском крае.

Ежегодно готовятся сводные доклады об осуществлении государственного и муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля.

Внедрена система оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов.

Выстроена система комплексного мониторинга социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях края, в том числе монопрофильных населенных пунктах, малых городах.

Внедрен предметно-зональный (проблемно-объектный) метод государственного управления.

С 2007 года ежегодно заключаются Соглашения между Администрацией края и администрациями районов и городов о взаимодействии в области планирования социально-экономического развития.

С 2007 года осуществляется оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, присуждаются гранты районам и городам за достижение наилучших показателей эффективности деятельности.

Работает Наблюдательный Совет краевого лизингового фонда. С участием средств фонда приобретаются техника и оборудование для реального сектора экономики.

В 2011 году с целью комплексного развития территорий и поддержки перспективных предпринимательских проектов учреждены гранты Губернатора Алтайского края в сфере экономики.

С целью развития местного самоуправления учреждены гранты Губернатора Алтайского края на поддержку местных инициатив.

В 2012 году Алтайский край стал первым регионом России, утвердившим Государственную программу Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы.

С 2012 года ежегодно вручается Губернаторская премия имени Петра Аркадьевича Столыпина за значительный вклад в социально-экономическое развитие сельских территорий.

Проведены три Столыпинских научно-практических конференции, в рамках которых обсуждались актуальные вопросы комплексного развития Алтайского края и Сибири в целом.

С 2013 года в крае ежегодно проводятся Международные продовольственные форумы с участием представителей федеральных министерств и ведомств, научного и предпринимательского сообщества, зарубежных экспертов. В рамках форумов обсуждаются вопросы продовольственной безопасности страны.

В сфере инвестиционной политики:

В Перечень первоочередных проектов Сибирского федерального округа включен крупномасштабный проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири».

Создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь».

Создана игорная зона «Сибирская монета».

В 2012 году впервые получена государственная поддержка из Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации одного из первоочередных инвестиционных проектов.

В Государственную Думу РФ в качестве законодательной инициативы Алтайского края внесен разработанный Главным управлением экономики и инвестиций проект федерального закона «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации».

В перечень пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в РФ включен проект по развитию Барнаульской агломерации.

Внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Разработан Стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях Алтайского края.

Регион включен в число пилотных для проведения апробации Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, по итогам которого Алтайский край отнесен ко второй группе регионов, получивших высокие оценки.

Создан специализированный оператор по привлечению инвестиций и работе с инвесторами – КАУ «Алтайский центр инвестиций и развития».

Принят закон «Об участии Алтайского края в государственно-частном партнёрстве».

Создан институт инвестиционных уполномоченных в органах исполнительной власти края и органах местного самоуправления.

Принят в новой редакции закон «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае», усовершенствован механизм отбора инвестиционных проектов, увеличен объем банковских кредитов, привлеченных в реальный сектор экономики, введен новый вид государственной поддержки – субсидирование затрат на уплату налога на имущество, введенное в эксплуатацию в ходе реализации инвестиционных проектов.

Разработан и введен в эксплуатацию специализированный инвестиционный интернет-портал Алтайского края с интегрированной инвестиционной картой.

Введена в практику разработка и актуализация муниципальными образованиями инвестиционных паспортов.

Инвестиционный рейтинг Алтайского края повышен с 3C1 (пониженный потенциал - высокий риск) до 3B1 (пониженный потенциал - умеренный риск).

Планирование и реализация краевой адресной инвестиционной программы (КАИП) осуществлялись с концентрацией бюджетных ресурсов на мероприятиях, реализуемых на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, и объектах высокой степени готовности, для обеспечения ввода их в эксплуатацию и сокращения объемов незавершенного строительства. С целью повышения эффективности использования выделенных средств выполнялся мониторинг реализации строек и объектов КАИП.

Осуществлялось планирование и реализация проектов губернаторских Программ, приуроченных к юбилейным годовщинам образования Алтайского края и направленных на повышение уровня жизни населения в регионе, качества оказываемой медицинской помощи и образовательных услуг, повышения доступности объектов культуры и спорта, особенно в сельской местности.

В рамках губернаторской Программы «75х75» завершена реализация 75-ти социально-значимых проектов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, а также жилищного и коммунального хозяйства.

На основе результатов широкого общественного обсуждения, с учетом мнения населения сформирован перечень 80-ти социально-значимых проектов губернаторской Программы «80х80», начата их реализация.

Скоординирована деятельность органов исполнительной Алтайского края с целью обеспечения их участия в реализации на территории края федеральных целевых программ.

Привлечены средства на строительство и капитальный ремонт социально-значимых объектов в рамках мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В сфере государственного заказа и мониторинга товарных, страховых и финансовых рынков:

Создана централизованная система размещения государственного заказа Алтайского края, позволившая обеспечить за период с 2006 по 2013 годы экономию бюджетных средств в размере 7,2 млрд. рублей.

Повышение открытости закупочных процедур способствовало развитию конкурентной среды. Показатель конкурентности на рынке государственных закупок вырос с 2,9 единиц заявок, поданных на участие в среднем в одной закупочной процедуре в 2007 году, до 3,6 единиц – в 2013 году.

Совершенствованы процессы автоматизации государственных и муниципальных закупок с применением современных информационных технологий. В 2006 году запущена в эксплуатацию автоматизированная информационная система «Портал государственных закупок Алтайского края». Система позволила создать единое информационное поле в сфере публичных торгов, снизить трудозатраты специалистов Главного управления за счет автоматизации процесса размещения государственного и муниципального заказов.

В марте 2007 года край одним из первых регионов Сибирского федерального округа внедрил программное обеспечение «Электронная торговая площадка для государственных и муниципальных нужд Алтайского края» для проведения открытых аукционов в электронной форме, как наиболее прогрессивного и прозрачного способа закупки. За период 2007-2013 годов доля электронных торгов в структуре размещенного заказа выросла с 10,9 % до 95,9 %.

В региональную систему закупок интегрирован муниципальный заказ. С администрациями муниципальных районов и городских округов заключены долгосрочные соглашения о проведении совместных торгов на поставку угля, продуктов питания, мебели, автотранспортных средств, выполнение работ по реализации инвестиционных программ, программ газификации. В 2012 году удельный вес заказа, размещенного Главным управлением для муниципальных заказчиков, в общем объеме муниципальных закупок достиг максимального значения – 29,6 %.

Оказана поддержка алтайским товаропроизводителям по продвижению продукции на внутренний и инорегиональные рынки. С 2008 года обеспечивался ежегодный выпуск каталога товаров, выпускаемых ведущими предприятиями Алтайского края, каталога товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. За период с 2008 по 2013 год удельный вес стоимости контрактов победителей, зарегистрированных в Алтайском крае, в общем объеме размещенного Главэкономики заказа вырос с 73 до 89 %.

Принята Программа развития банковского сектора Алтайского края на 2007-2010 годы, подписано Соглашение с Алтайским банковским союзом о сотрудничестве в области реализации программы. Обеспечена доступность банковских услуг и кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектов, увеличена роль банков в развитии экономики Алтайского края (объем кредитов, предоставленных реальному сектору экономики за период 2007-2010 годов, составил более 570 млрд. руб). Расширены условия ипотечного, потребительского кредитования, усовершенствованы программы кредитования среднего и малого бизнеса, увеличена обеспеченность населения банковскими услугами (в целом в крае выше, чем в среднем по России).

Заключены Соглашения о сотрудничестве с ОАО «Сбербанк России», «Газпромбанком» (АО), Банком ВТБ 24 (ПАО), ПАО «Промсвязьбанком», ОАО «Россельхозбанк», что позволило создать эффективные механизмы, направленные на привлечение кредитных ресурсов в реальный сектор экономики, осуществить запуск целого ряда крупных проектов в регионе (программа «Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы), предоставить ипотечные кредиты по льготной процентной ставке более 2000 молодых и многодетных семей, работникам бюджетной сферы.

Принята и реализована совместно со страховым сообществом Стратегия развития страхования в Алтайском крае на 2007-2011 годы, которая способствовала развитию рынка страховых услуг, эффективному осуществлению мероприятий, сформировавших условия для своевременного получения выплат страхового возмещения гражданам, пострадавшим от наводнения в 2014 году.

В 2013 году с участием Экспертной группы по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России (ФСФР РФ) проведена неделя финансовой грамотности в Алтайском крае в рамках проекта «Неделя финансовой грамотности в регионах России». Проведено 37 информационно-консультационных мероприятий в пяти городах: Барнауле, Новоалтайске, Заринске, Бийске, Белокурихе и шести районах края: Косихинском, Троицком, Зональном, Бийском, Целинном, Смоленском, что в определенной мере способствовало формированию у населения нового подхода, направленного на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям.

С 2006 года ежегодно проводятся региональные олимпиады среди студентов по страхованию и с 2011 года - по банковскому делу. Мероприятия способствуют повышению уровня финансовой грамотности студентов в области страхования и банковского дела, оказывают влияние на их профессиональное самоопределение, адаптируют полученные ими теоретические знания к конкретным условиям функционирования финансового рынка.

С 2013 года реализуется проект «Информационные технологии на селе (электронная деревня)», что позволяет сохранять доступность банковских услуг для жителей сельских населенных пунктов. В 59 населенных пунктах края открыты интернет-киоски, обеспечивающие доступ жителей к государственным, муниципальным и банковским услугам.

Впервые в Алтайском крае подготовлен и издан каталог детских товаров и услуг «Алтайский край: территория детства» в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие индустрии детских товаров в Алтайском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года». В данном каталоге представлена продукция, выпускаемая ведущими товаропроизводителями региона.

В сфере инновационной и кластерной политики:

Сформирована система управления инновационной сферой, налажено сотрудничество с российскими институтами развития и научными фондами: Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «РОСНАНО».

Внедрен кластерный подход в практику регионального управления. В 2008 году образован первый в России биофармацевтический кластер (АБФК). По состоянию на начало 2015 года в кластеры вовлечено более 80 организаций.

В 2005 году присвоен статус наукограда Российской Федерации научному центру региона г.Бийску, в 2011 году – пролонгирован еще на пять лет.

В 2013 году Алтайский край вступил в Ассоциацию инновационных регионов России - сообщество ведущих инновационно-активных территорий страны.


Чиняков Николай Николаевич

2014 (декабрь) - 2018 (июль)

В целях приведения системы стратегического планирования Алтайского края в соответствие с Федеральным Законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ  «О стратегическом планировании в Российской Федерации»:

принят закон Алтайского края «О стратегическом планировании в Алтайском крае», регламентирующий и обеспечивающий прозрачность процедур разработки, рассмотрения и утверждения документов стратегического планирования региона;

разработана нормативная правовая база (порядки) по разработке, корректировке, осуществлению мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования Алтайского края;

разработан новый документ стратегического планирования - план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года на 2015-2017 годы.

В рамках реализации задачи пространственного развития региона, установленной в стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, подготовлены стратегии развития Северо-Восточной зоны Алтайского края на период до 2025 года, Северо-Западной зоны Алтайского края на период до 2025 года, Юго-Восточной зоны Алтайского края на период до 2025 года.

Осуществляется мониторинг исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 на региональном и муниципальном уровнях в ежеквартальном режиме, организованы заседания Комиссии по мониторингу указанных указов Президента Российской Федерации. Публичная отчетность о реализации указов размещается на сайте Правительства Алтайского края, в системе ГАС «Управление».

Совершенствуется система комплексного мониторинга социально-экономической ситуации: готовятся аналитические обзоры по приоритетным направлениям социально-экономического развития региона, включая экспортный потенциал, о положении в муниципальных образованиях края, отраслевые обзоры, осуществляется мониторинг 70 системообразующих предприятий края, приоритетных и социально значимых региональных рынков, сформирована система публичных мониторингов основных тенденций в секторах экономики.

На системной основе внедряется проектное управление и формируется система управления проектами: создана и постоянно актуализируется нормативная правовая база по разработке приоритетных, федеральных и региональных проектов; осуществляется методическое сопровождение разработки проектов и планов-графиков их реализации; организовано утверждение, рассмотрение хода исполнения проектов на заседаниях Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам, обеспечен ежеквартальный мониторинг реализации приоритетных проектов в регионе, создан специализированный раздел на сайте Минэкономразвития Алтайского края.

Обеспечена своевременная подготовка ежегодных докладов о достигнутых значениях эффективности деятельности органов исполнительной власти края. Алтайский край по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти занял 29 место и получил грант за достижение наилучших результатов по социально-экономическому развитию территорий в 2016 году.

Обеспечивается подготовка материалов, буклета о социально-экономическом развитии края в рамках отчета Губернатора Алтайского края по итогам работы Администрации Алтайского края и Правительства Алтайского края перед депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания.

Внедрена и совершенствуется система оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов. Алтайский край по результатам рейтинга Минэкономразвития России в 2017 году улучшил свои позиции и вошел в группу с «хорошим уровнем» качества осуществления ОРВ и экспертизы  в субъектах Российской Федерации.

В целях выполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по проведению антикризисной работы в регионе исполнен план первоочередных мероприятий   по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Алтайском крае на 2016-2017 годы, проведены заседания антикризисной комиссии, выработаны системные решения.

В рамках проведения Дней Алтайского края в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации разработано и реализовано постановление Совета Федерации от 09.12.2015 № 514-СФ     «О государственной поддержке социально-экономического развития Алтайского края».

ГЭк_07.jpg

С 2014 года формируется итоговый доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля       в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» для представления в Минэкономразвития России.

В рамках позиционирования региона под общей редакцией Минэкономразвития Алтайского края снят новый презентационный видеофильм о социально-экономическом развитии Алтайского края, выпущен презентационный фотоальбом об Алтайском крае.

Начиная с 2015 года, регион осуществляет реализацию положений стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, в рамках которого разработаны перечень приоритетных и социально значимых рынков, план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ, услуг Алтайского края, подписано Соглашение о взаимодействии между Федеральной антимонопольной службой и Правительством Алтайского края по реализации Национального плана развития конкуренции, ежегодно формируются аналитические доклады о развитии конкуренции в крае, проводятся интернет-опросы мнения потребителей и предпринимателей о состоянии конкуренции, обучающие мероприятия для органов местного самоуправления по программе дистанционного обучения.

В рамках программной деятельности на постоянной основе осуществляется мониторинг реализации региональных программ, в результате которого:

подготавливаются ежеквартальные отчеты о реализации государственных и ведомственных целевых программ Алтайского края;

готовится годовой отчет об оценке эффективности реализации региональных программ.

Продолжен системный мониторинг социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях края, в том числе монопрофильных населенных пунктах.

Ежегодно заключаются Соглашения между Администрацией края и органами местного самоуправления муниципальных образований о взаимодействии в области планирования социально-экономического развития.

Осуществляется оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, присуждаются гранты муниципальным районам и городским округам за достижение наилучших показателей эффективности деятельности.

Продолжил работу Наблюдательный Совет Алтайского краевого лизингового фонда. С участием средств фонда приобретаются техника и оборудование для реального сектора экономики.

Ежегодно вручается Губернаторская премия имени Петра Аркадьевича Столыпина за значительный вклад в социально-экономическое развитие сельских территорий. За этот период лауреатами стали 22 человека.

13.07.2017_01.jpg

Продолжено проведение Столыпинских научно-практических конференции, в рамках которых обсуждаются актуальные вопросы социально-экономического развития несырьевых регионов, экспортного потенциала сибирских территорий, инновационного развития агропромышленного комплекса, перспективы моногородов и многие другие. В целях информационной поддержки проведения Столыпинских конференций создан и начал работу специализированный сайт.

Организовано ежегодное проведение краевого этапа Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами».

Введение санкций против России и российские ответные меры стали стимулом для развития идей импортозамещения. С этой целью в 2015 году разработан План мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в Алтайском крае на 2015 год», а в 2016 году - План мероприятий по содействию импортозамещению в Алтайском крае до 2020 года.

В рамках развития внешнеэкономической деятельности в 2016 году разработан и утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Развитие экспортной и транзитно-логистической деятельности в Алтайском крае». В этом же году на ХХ Петербургском международном экономическом форуме заключены соглашения о сотрудничестве с Министерством экономического развития Российской Федерации о взаимодействии во внешнеэкономической сфере и АО «Российский экспортный центр» о сотрудничестве по вопросам развития экспортной деятельности.

По итогам 2016 года Алтайский край, как экспортно ориентированный регион, занял второе место в номинации «Лидер экспорта среди субъектов Российской Федерации», в 2017 году Алтайский край вошел в топ-10 регионов России по качеству экспортной среды.

В целях реализации приоритетного направления «Международная кооперация и экспорт» в 2017 году в Алтайском крае создан межведомственный рабочий орган, деятельность которого направлена на координацию выполнения поставленных на федеральном уровне задач и трансляции разработанных инструментов поддержки экспорта.

Организовано внедрение Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории муниципальных образований региона.

Утвержден план мероприятий («дорожная карта»), направленный на улучшение состояния инвестиционного климата в Алтайском крае, по итогам участия в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

С 2017 года начата реализация планов мероприятий («дорожной карты»), направленных на внедрение в Алтайском крае целевой модели «Совершенствование и внедрение положений регионального инвестиционного стандарта».

Подписано соглашение между Правительством Алтайского края и Ассоциацией участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП» о реализации мероприятий по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства.

Заключено первое концессионное соглашение между Алтайским краем и частным инвестором по созданию многофункционального тренировочного круглогодичного ледового комплекса для занятия зимними видами спорта.

В 2016 году Главное управление экономики и инвестиций заняло первое место в номинации открытого публичного конкурса проектов по представлению бюджета для граждан, организованного Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации в г. Москве. На конкурс была представлена Губернаторская программа «80х80» в номинации «Социально значимые проекты в бюджете для граждан». Основными критериями отнесения проекта к социально значимому являются значительный объем расходов бюджета, направляемых на финансирование проекта, общерегиональный характер объекта, а также широкий охват целевой аудитории.

Планирование и реализация краевой адресной инвестиционной программы (КАИП) осуществлялись с концентрацией бюджетных ресурсов на мероприятиях, реализуемых на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, и объектах высокой степени готовности, для обеспечения ввода их в эксплуатацию и сокращения объемов незавершенного строительства. С целью повышения эффективности использования выделенных средств выполнялся мониторинг реализации строек и объектов КАИП. Объем КАИП вырос с 2260 млн рублей в 2014 году до 5900 млн рублей в 2018 году.

Продолжены планирование и реализация губернаторских Программ, приуроченных к юбилейным годовщинам образования Алтайского края, формируемых на основе результатов широкого общественного обсуждения с учетом особенностей социально-экономического развития территорий, а также демографических прогнозов и бюджетных возможностей.

Во взаимодействии с органами исполнительной власти края и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти осуществляется мониторинг реализации действующих на территории Алтайского края государственных программ Российской Федерации и непрограммных проектов.

В целях защиты прав и интересов малых народов на территории края продолжена реализация мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В рамках поддержки кумандинцев бюджетные средства направляются на капитальный ремонт объектов социальной сферы.

В рамках развития региональной системы государственной поддержки инвестиционной деятельности в 2016 году в закон Алтайского края от 03.04.2014 № 21-ЗС «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» внесены изменения:

в качестве дополнительных форм стимулирования инвестиционной деятельности предусмотрены предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, а также субсидий и займов регионального фонда развития промышленности;

закреплена возможность заключения специальных инвестиционных контрактов, соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и концессионных соглашений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях реализации механизма предоставления инвестору земельных участков в аренду без проведения торгов в августе 2016 года принят региональный закон от 11.08.2016 № 63-ЗС, который установил критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка без торгов. В 2017 году данным инструментом воспользовались две компании для реализации своих проектов в медицинском кластере г. Барнаула.

В 2018 году начал свою работу новый инструмент поддержки инвестиционной деятельности - Фонд развития Алтайского края. Фондом осуществляется предоставление займов инвесторам, реализующим проекты в производственной сфере и сфере туризма, под 5 % годовых сроком до 5 лет. На сегодняшний день объем одобренных Наблюдательным советом Фонда заявок составляет 345,2 млн. рублей.

В целях содействия развитию монопрофильных муниципальных образований инициировано создание территорий опережающего социально-экономического развития в границах городов Заринска и Новоалтайска. Решения о создании двух ТОСЭР в Алтайском крае принято Правительством Российской Федерации в марте 2018 года. Региональные и муниципальные нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения функционирования ТОСЭР, приняты до 01.06.2018.

На новый уровень конструктивного взаимодействия вышло сотрудничество с федеральным Фондом развития моногородов. Так, в июле 2016 года между Алтайским краем и Фондом подписаны соглашения о сотрудничестве по развитию моногородов Заринска и Новоалтайска. В мае 2017 года с Фондом подписано соглашение о предоставлении субсидии на развитие инфраструктуры г. Заринска. В результате проведена реконструкция автомобильной дороги по ул. Промышленная. Общая стоимость реконструкции составила 52,2 млн. рублей, в том числе 46,1 млн. рублей за счет субсидии Фонда.

PHOTO-2018-09-28-13-55-31 (1).jpg

Обеспечено активное участие Алтайского края в реализации приоритетного проекта «Моногорода». В рамках проектного управления, внедренного на федеральном уровне, разработаны и утверждены паспорта программ развития каждого моногорода региона, в январе 2018 года утвержден региональный паспорт программы «Комплексное развитие моногородов Алтайского края». Предусмотренные программой мероприятия выполняются в полном объеме.

В сфере регулирования контрактной системы в сфере закупок стандартизирована вся закупочная документация: извещения, документация о закупках, протоколы. Сформированы библиотеки типовых контрактов, технических заданий на поставку продукции.

Запущена в промышленную эксплуатацию новая информационная система в сфере закупок АИС «Госзаказ». В АИС «Госзаказ» реализован юридически значимый электронный документооборот с использованием электронных подписей между всеми участниками контрактных отношений. Максимально автоматизированы процессы осуществления закупок от стадии планирования до заключения контракта. Введена подсистема «Муниципальный заказ», позволяющая органам местного самоуправления осуществлять закупочную деятельность через АИС «Госзаказ».

В регионе внедрена практика проведения межотраслевых совместных закупок на поставку пищевой продукции, при формировании которых объединяются нужды краевых учреждений вне зависимости от отраслевой принадлежности.

Введены институт нормирования закупок на краевом и муниципальном уровнях, обязательное общественное обсуждение закупок с начальной (максимальной) ценой контрактов от 100 млн. рублей до 1 млрд. рублей, обязательный порядок банковского сопровождения контрактов, создан трехуровневый механизм контроля за обоснованностью и целесообразностью закупок, расчетом начальных цен контрактов до проведения процедуры торгов.

Разработан и утвержден план мероприятий («дорожная карта»), направленных на расширение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к государственным и муниципальным закупкам, а также к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, на 2016-2020 годы.

В сфере инновационного развития и кластерной политики в 2014 году:

создан Региональный центр инжиниринга - объект инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Алтайского края в области развития, модернизации и внедрения новых технологий, а также предоставления инжиниринговых, организационно-технических, консультационных и маркетинговых услуг в интересах производственных компаний регион на базе КГБУ «Алтайский центр кластерного развития».

В 2015 году:

учрежден ежегодный краевой конкурс «Интеллектуальный капитал Алтая», направленный на поддержку ученых, активно ведущих научно-исследовательскую деятельность, популяризацию и поощрение их научных достижений, повышение общественного статуса молодых исследователей.

проведено масштабное краевое мероприятие «Фестиваль науки Алтая - 2015», результаты которого позволили Алтайскому краю получить статус Центральной региональной площадки VI Всероссийского Фестиваля науки в 2016 году.

создано шесть центров молодежного инновационного творчества, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, на базе малых инновационных предприятий Барнаула и Бийска в целях развития технического творчества и создания условий для реализации научных замыслов молодого поколения в Алтайском крае.

заключено соглашение с Фондом развития промышленности, Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), развитие получило сотрудничество с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российской венчурной компанией, Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

создан Алтайский полимерный композитный кластер в целях развития кооперации производителей изделий из композитных материалов. Резидентами кластера налажен выпуск более 500 видов изделий из наполненных полимеров строительного назначения для электроэнергетики, угольной, нефтяной и других отраслей промышленности и народного хозяйства, а также композитные материалы различного назначения на основе термопластичных и термореактивных полимеров. Продукция компаний кластера поставляется более чем в 30 регионов России, а также в Белоруссию, Германию, Францию, Швейцарию и Китай.

В 2016 году:

организовано обучение по специализированной образовательной программе АО «Российская венчурная компания» – Региональные сессии практического консалтинга по международному формату «LOGAGroup&SeedForumInternationalFoundation». По итогам трехдневной работы проведены встречи и консультации со стартапами Алтайского края.

регион вошел в группу средне-сильных инноваторов в рейтинге инновационных регионов России, формируемым ежегодно Ассоциацией инновационных регионов России.

в 2017 году:

учрежден ежегодный краевой конкурс «Проекты Национальной технологической инициативы», направленный на поддержку инновационных проектов путем предоставления грантов.

создана аллея Ползунова И.И. на территории Инновационного центра «Сколково».

создан Региональный совет (проектный офис) по инновационному развитию Алтайского края для комплексного рассмотрения вопросов развития инновационной деятельности в регионе.

заключено Соглашение о сотрудничестве между Правительством Алтайского края и ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина до 2020 года. Документ направлен на поддержание высоких стратегических показателей развития сторон в экономической, научно-технической и производственной сферах, в том числе увеличение номенклатуры и объемов поставок продукции предприятий региона для нужд нефтедобывающей компании.

заключено Соглашение о сотрудничестве с Главным управлением научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Министерства обороны Российской Федерации, в рамках реализации которого представители Минэкономразвития Алтайского края, КГБУ «Алтайский центр кластерного развития», а также инновационно активных компаний региона впервые приняли участие в Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» с коллективной экспозицией.

организовано проведение регионального этапа Стартап Тура «Открытые инновации».

DSC01207_1.jpg

включены в реестр промышленных кластеров Минпромторга России два кластерных объединения Алтайского края – Барнаульский промышленный химический кластер (2017 год) и Алтайский кластер аграрного машиностроения (2018 год), что позволило привлечь более 100 млн рублей государственной поддержки в виде субсидий на реализацию совместных кластерных проектов.

утверждена новая мера государственной поддержки в виде возмещения части затрат на участие в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях в целях содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении конкурентоспособной продукции на новые рынки, демонстрации инновационных разработок и достижений в промышленной, научной и экономической сфере региона на межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных и (или) конгрессных мероприятиях.

КГБУ «Алтайский центр кластерного развития» определен региональным центром компетенций на предоставление услуг субъектам МСП в рамках мероприятий, направленных на увеличение количества активных, экономически стабильных предприятий, выпускающих конкурентоспособные товары, работы, услуги, пользующиеся спросом у крупнейших заказчиков (мероприятия по «выращиванию» АО «Корпорация «МСП»).

В 2018 году:

утвержден план мероприятий («дорожная карта»), направленных на расширение использования высокотехнологичной продукции региональных организаций, в том числе импортозамещающей, для дорожной отрасли совместно с Госкомпанией «Российские автомобильные дороги».

запущен Инновационный портал Алтайского края инновалтай.рф (innovaltai.ru). Портал является эффективной коммуникативной площадкой для взаимодействия органов исполнительной власти, инновационно активных компаний, стартап-проектов и инвесторов, позволяет презентовать перспективные проекты предприятий и истории их успеха, представить результаты работы по развитию инновационного сообщества в Алтайском крае.

совместно с Фондом развития интернет-инициатив проведен ряд мероприятий, направленных на поиск перспективных инновационных команд, развития компетенций начинающих предпринимателей и популяризации идей инновационного бизнеса в регионе («Хакатон», «Стартап-марафон» и другие).

состоялась выездная школа Открытого университета Сколково «Навигатор инноватора» при организационной поддержке Фонда «Сколково».

началась активная работа по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в частности инициирована реализация проекта «Яндекс.Лицей» на территории Алтайского края.

Дитятев Павел Владимирович

2018 (октябрь) - по настоящее время

Дата публикации 27.12.2018